Внешний долг что это такое

Понятие внешнего долга

Внешний долг страны

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб — неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга — это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

  • займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
  • реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков (9%);
  • кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
  • валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
  • еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
  • субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Читать еще:  Где можно получить ипотеку

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

Внешний долг

Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам [1] . Может взиматься:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)
  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
  • напрямую крупными предприятиями страны
  • у кредитно-финансовых организаций других стран

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.

Содержание

Валовой внешний долг

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени. [2]

Валовой внешний долг (ВВД) включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний). [3]

Инструменты внешнего заимствования

  • Прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций: Парижский клуб, Всемирный банк, МВФ
  • Выпуск облигаций

Связь с другими макроэкономическими показателями

Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП.

Задолженность развивающихся стран

Многие развивающиеся страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.

Примечания

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
  2. Национальный Банк Республики Казахстан -kazakh
  3. В долгу перед потомками

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Внешний долг» в других словарях:

Внешний долг — – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно… … Банковская энциклопедия

Внешний долг — в РФ обязательства, возникающие в иностранной валюте. По английски: Foreign debt Синонимы: Внешняя задолженность См. также: Государственный долг Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Внешний Долг — См. Долг внешний Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ВНЕШНИЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… … Юридическая энциклопедия

Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных… … Официальная терминология

Внешний долг — (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки … Энциклопедия права

внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный… … Словарь экономических терминов

ВНЕШНИЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… … Энциклопедический словарь экономики и права

Внешний долг — INTERNATIONAL DEBT Задолженность государства иностранным кредиторам. Внешний государственный долг это задолженность государства международным организациям, таким как Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые предоставляют ему кредиты… … Словарь-справочник по экономике

Внешний долг — (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки. Бюджетное законодательство РФ определяет В.д. как обязательства,… … Большой юридический словарь

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Что такое государственный долг

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

Читать еще:  Как взять в долг в мегафон

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).

Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.

Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.

Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.

Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

Долг по государственным ценным бумагам.

Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.

Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.

Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию , февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Что такое внешний государственный долг страны? Внешний долг стран мира в таблицах

В современном мире осталось совсем не много стран, которые не используют внешние займы. Внешние займы способствуют укреплению финансовых ресурсов страны, снижению бюджетного дефицита и в тоже время повышают риск экономического кризиса и формируют внешний долг. Долговые обязательства формируют дополнительную налоговую нагрузку для населения на будущие годы, сдерживают развитие страны и рост экономики.

Понятие внешнего долга

Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.

Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.

Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов,
увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.

Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.

Виды внешних долгов

Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.

Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.

Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.

В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.

Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Различие между госдолгом и внешним долгом

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

Читать еще:  Где Делают Деньги В России

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Основные кредиторы в мире

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Суть проблемы внешнего долга государства

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.

В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.

Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.

Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год

Показатели, характеризующие внешний долг

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:

  • баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
  • соотношение внешнего долга и ВВП;
  • показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
  • показатель платежеспособности и ликвидности.

Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.

Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.

Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.

Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.

Способы регулирования внешнего долга

Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.

Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:

  • Оптимизация затрат на обслуживание
  • Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
  • Контроль безопасного уровня долга

Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.

Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.

Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство. Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения.

Внешние заимствования имеют три формы размещения:

  • Финансовая – самая эффективная. Основано на инвестировании в проекты развития экономики.
  • Бюджетная – самое плохое решение, когда полученными средствами покрываются бюджетные расходы, социальные выплаты и обслуживание текущего внешнего долга.
  • Комбинированная или бюджетно-финансовая.

К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.

Оценка должников

Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.

Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.

Списки стран мира по внешнему долгу

Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:

Внешний долг

Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов.

Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно получение кредитов гражданами за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяется частный долг, но для нашей страны это редкость.

Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральные, 2,5 млрд – на муниципальные органы власти.

По времени заимствования общий внешний долг можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.

Максимальный размер государственного внешнего долга России был в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этой суммы приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирована и выплачена.

Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим.

Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector